Эмоциональная компетентность в онлайне
Юлия Романова,
Профессиональный коуч, трансформационный тренер

Мы все испытываем эмоции и нуждаемся в них. Эмоции придают вкус нашей жизни, окрашивают ее и повышают уровень энергии.  Даже если мы не осознаем их влияния на нас в полной мере. Самым сильным источником наших эмоций являются другие люди. Именно с ними мы смеемся, плачем, грустим. Да, произведения искусства, фильмы, музыка тоже способны вызвать наш эмоциональный отклик, но то, как это происходит при взаимодействии человека с человеком, не происходит ни в одной другой ситуации.

Эмоции были, есть и будут. Но в условиях современной реальности, когда большая часть людей находится на самоизоляции, многие впервые за долгое время почувствовали дефицит живого общения и всех переживаний, связанных с ним.

Как зарождаются эмоции: сначала у нас появляется мысль, она запускает эмоциональный отклик. Эта эмоция подкрепляет, усиливает наши мысли, а они вновь порождают эмоции и круг замыкается. То есть, мы сначала что-то подумали, часто придумали, и, как следствие, вызвали свою эмоциональную реакцию. Не случайно я использую слово «придумали». Наш мозг устроен так, что в случае недостатка информации мы стремимся заполнить пустоту и делаем это с помощью своей фантазии.

Особенно ярко это проявляется в формате удаленного контакта. Когда у нас нет возможности «считать» реакции другого человека. Когда единственный канал коммуникации вербальный (мы разговариваем по телефону) или мы общаемся посредством переписки. С перепиской особенно интересно, ведь 57% информации мы воспринимаем не через мыслеформы, а через то, как человек говорит. Его интонации, громкость речи, паузы, акценты – именно это дает нам полную картину понимания.

Прочитав одну и ту же фразу в разное время мы способны интерпретировать ее по-разному. И зависит это ни много ни мало, от нашего эмоционального состояния. Замечали, когда вы огорчены, расстроены или агрессивны, вы наделяете информацию соответствующим смыслом?  Вы мысленно воспроизводите интонации, которые, на ваш взгляд, мог использовать собеседник.

 

Ответ формулируете, опираясь на свои ощущения, и потом еще долго можете прокручивать эту коммуникацию в своей голове. Но, спустя некоторое время, вернувшись к этому же сообщению вы можете заметить другой посыл. Возможно, к вам придет даже раскаяние или сожаление о том, что ответили жестко, грубо или сухо. Эта ситуация может повториться и в другую сторону: в состоянии эмоционального подъема, все прочитанное вами окрашивается совершенно другими интонациями и вашими реакциями.

Что нужно делать, чтобы не окрашивать текст эмоциями?

Интересный факт: когда мы смотрим на улыбающееся лицо в формате онлайн, видео или фото, активизируются те же участки мозга, что и когда перед нами реальный человек.

Это происходит благодаря наличию у нас зеркальных нейронов, мы неосознанно повторяем эмоциональные реакции других людей. Если рядом с вами кто-то морщится, поедая кислый лимон, то вы можете заметить, как ваше лицо скривилось в гримасе. Если кто-то зевает, то вы тоже начинаете зевать. В ответ на заливистый смех вы улыбаетесь, а при реакции на боль другого человека, вы как будто тоже ее чувствуете.

Понимая это, вы можете сами стать источником положительных эмоций других людей. Особенно это важно, если вы руководитель и вам необходимо поддерживать и мотивировать свою команду.

Вы знаете, что в 1982 году профессор Университета Карнеги-Меллона Скотт Фалман предложил использовать в текстах улыбающееся лицо, изображённое тремя символами – двоеточие, дефис и закрывающаяся скобка « 🙂 »? И мы можем использовать этот инструмент для общей пользы.

Существует заблуждение, что если руководитель использует в своем сообщении смайлики, то он формирует «панибратское» отношение. Здесь у меня вопрос: в обычной жизни, при общении с подчинёнными, коллегами, партнерами вы улыбаетесь? Или сохраняете при любых обстоятельствах покер-фейс?

Зачем же вы тогда лишаете их своей улыбки в онлайн?

Если в обычное сообщение, где есть указание, поручение или даже неприятная новость, добавить уместные (!) смайлы, то оно вызовет больший эмоциональный отклик, лучше запоминается и воспримется в более позитивном ключе.

Для некоторых людей, в силу их личностных особенностей, легко выражать эмоции при любом формате коммуникации. Для некоторых гораздо проще при личном общении. А есть и те, которым именно в переписках добавлять эмоциональные акценты гораздо более комфортно.

Мир меняется. Многое уже никогда не будет как прежде. Общение в онлайне будет набирать все большую популярность. Это не хорошо и не плохо. Это факт. И нам с вами будет полезно развивать свой эмоциональный интеллект и осваивать эту новую культуру взаимодействия.

Также вас заинтересует

Что движет карьерным развитием?