Small Talk. Принципы и примеры положительной обратной связи
Айнур Зиннатуллин,
Тренер по публичным выступлениям в стиле TED

Время прочтения: 8 минут.

Как узнать в себе культурного человека? Вы умеете разговаривать ни о чём. Во всем мире этот жанр разговора о приятных пустяках гордо именуется small talk. И чем выше вы по иерархической лестнице – тем больше и чаще вам приходится смолточить. С чего начать разговор, как грамотно его поддержать и дать положительную обратную связь — читайте в материале.

Однажды во время командировки со мной произошел такой случай. Я провёл тренинг, поужинал и возвратился вечером в гостиницу. Захожу, улыбаюсь девушке на ресепшене. У нас завязывается разговор ни о чем, который внезапно прерывается ее вопросом:

– А сколько вы зарабатываете? ⠀

– Простите, пожалуйста. Что вы сказали?

– Сколько вы зарабатываете в месяц?

Обескураженный, я начинаю ей рассказывать, что работаю тренером по выступлениям. Что клиенты обращаются ко мне, когда им нужен результат и они боятся совершить ошибку. Что владею многими форматами, и в том числе small talk. И что в small talk есть стоп-темы для первого контакта. На этом месте девушка меня снова прерывает и спрашивает:

– Это вы мне намекаете, что не ответите на вопрос?

Занавес. Эта история является не оценкой, а скорее иллюстрацией к состоянию общей коммуникационной грамотности. Следует вспомнить о том, что выросли мы в России, в культуре соборности. Этому слову нет аналогов в других языках мира, и если говорить проще, то соборность — это «двумя ногами залезть в душу», желание как можно скорее перейти с человеком на «ты».

Именно поэтому мы переступаем личные границы другого человека. За кого голосовал? Уважаешь Путина? В Бога веришь? В церковь ходишь? А если честно, то сколько зарабатываешь? На какой диете сидишь? Замужем? Женат? Дети есть? А почему до сих пор детей нет?

Давайте признаемся — мы не умеем разговаривать ни о чём. То, что во всем мире гордо именуется small talk, мы презрительно называем пустой трёп.

Идём дальше. Хорошая коммуникация — это соответствие социальным ожиданиям. Представьте себе ситуацию, что вы заходите в лифт, следом — сосед с нижнего этажа. Обычно в этот момент вы молчите, и тут он говорит: «Ты знаешь, а я ночами не сплю. Вот уже второй день. Так больно в груди. Чувствуешь?» Это разрыв шаблонов поведения.

Формула идеального small talk: соответствие социальным ожиданиям + уважение личных границ собеседника. И прежде чем перейти к тому, о чем можно безопасно разговаривать с людьми, очертим мелом круг, за который за переступать опасно:

  1. Политика
  2. Религия
  3. Финансы
  4. Здоровье
  5. Семья

Все эти 5 тем находятся внутри личных границ человека, и по большому счету — дело вкуса. Доказывать другому взрослому человеку, что вы считаете по-другому, а он не прав (а к этому обязательно «скатится» разговор) — это глупо.

О чем тогда разговаривать? Говорить почти не нужно — нужно спрашивать. Кто задает вопросы — управляет диалогом. Чтобы получить живой интерес к себе, своему делу — этот интерес нужно вначале проявить к собеседнику.

Вот 5 безопасных тем для общения:

  1. Событие.
  2. Мнение.
  3. Предмет.
  4. Работа.
  5. Комплимент.

Start-вопросы: Как вам событие? Как форум? Как вам спикер, который выступал последним? Кем вы работаете, чем занимаетесь? Я вижу, у вас красивый блокнот в руках, любите записывать?

Это универсальные законы первого разговора, который подходит как для корпоративного мира, так и и любых социальных контактов с людьми. Но одно дело как начинать, а как поддерживать разговор дальше и давать положительную обратную связь?

Здесь на сцену вступает такой инструмент как комплиментарность. Это способ поддержания разговора, где в ответ на речь собеседника вы поддерживаете его и даёте положительную оценку его действиям. Например:

Обратите внимание, что в этом примере ваша задача — просто поддержать. Прямая противоположность комплиментарности — “А вот у меня”. Уверен, что вы сами не один раз были свидетелями такого разговора:

Принцип комплиментарности идеально подходит для деловой беседы. Но другое дело, когда вы работаете в одной команде, решаете общую задачу и дать обратную связь просто необходимо и сделать это максимально эмпатично, положительно. Что делать? Использовать принцип “И это всё”.

Инструмент довольно простой и внедряется быстро как щелчок пальцем. Вот схема:

Давайте разберемся на примере. Представим, что дизайнер Вадим сдаёт вам презентацию будущего проекта по вашему ТЗ. Вы открываете и видите, что выделены вторичные идеи вместо главных и не устраивает общий дизайн.

Как дать обратную связь? Берите на заметку:

Также всегда работает метод обратной связи через вопросы. Вот схема:

Разберем на примере того же Вадима:

С вами был Айнур Зиннатуллин. Мои контакты вы сможете найти ниже

Instagram: https://instagram.com/ainurzinnatullin?r=nametag

Facebook: https://www.facebook.com/speakerainur

Также вас заинтересует

Что движет карьерным развитием?