Десять важных навыков будущего и один главный

Чему учиться, чтобы найти хорошую работу, получать высокую зарплату и успешно строить карьеру? Цифровые технологии и автоматизация процессов меняют требования к сотрудникам корпораций. Главными становятся soft skills, позволяющие делать то, что не может искусственный интеллект.

Десять навыков будущего, необходимых для успешного трудоустройства в 2020-ом году, были сформулированы на Всемирном экономическом форуме в Давосе.

 

№1 Комплексное решение проблем

«Ставить правильные вопросы труднее, чем может показаться. Для этого требуется видеть дальше простых ответов и вместо них фокусироваться на трудных, щекотливых, скрытых, неловких, а иногда даже болезненных».

Джеймс Райан, «Погодите, как вы сказали?»

Умение «копать глубже», обнаруживать источник проблемы, который не всегда находится на поверхности, делает человека незаменимым. Он видит ситуацию в целом, может спрогнозировать ее развитие и предотвратить негативные последствия.

№2. Критическое мышление

«Большинство людей ведут себя предсказуемо. Вы можете проверить это сами, сыграв в игру «камень, ножницы, бумага» в режиме онлайн: компьютерные программы способны распознавать закономерности, поэтому и побеждают вас».

Авинаш Диксит и Барри Нейлбафф, «Теория игр»

Способность поставить под сомнение устаревшие истины, пересмотреть свою точку зрения и отказаться от соблюдения правил ради правил дает возможность технологически развиваться и не упускать новые возможности.

№3 Креативность

«Положение наблюдателя определяет взгляд на мир. Важно научиться менять его, чтобы смотреть на вещи разными способами. Тесла, воображая, что живет в будущем, в прямом смысле смотрел на настоящее из будущего, создавая новую реальность…».

Майкл Микалко, «Взлом креатива»

Искусственный интеллект научился рисовать, писать музыку и сочинять стихи. Но он повторяет то, что уже делали люди. Нестандартное мышление, способность генерировать новые идеи позволит совершить настоящие прорывы, открыть и завоевать новые рынки.

№4 Умение управлять людьми

«Сердце большое, как дом, делает любого лидера истинным лидером. Для успеха проекта нужны доверительные и теплые отношения внутри команды».

Том Демарко, «Deadline»

Лидеры будущего – это не контролеры рабочих процессов. С этой функцией вполне справятся роботы. Руководители-2020 развивают таланты сотрудников, мотивируют их «выращивают» команду победителей, вместе с которой добиваются успеха.

№5 Взаимодействие с людьми

«Как правило, проекты удаются или проваливаются не из-за технических факторов…Они проваливаются или выигрывают в зависимости от того, насколько хорошо люди работают вместе».

Рэндалл Инглунд и Альфонсо Бусеро, «Руководитель проектов»

В новом мире побеждают люди, умеющие сотрудничать, а не одиночки. Крутые продукты уже сейчас создают кросс-функциональные команды, и этот тренд будет набирать обороты. Поэтому нужно уметь находить общий язык с участниками коллектива, брать на себя ответственность, соответствовать системе ценностей команды – culture fit.

№6 Эмоциональный интеллект

«Навыки эмоционального интеллекта сложно выработать, но легко потерять. Однако постоянная работа над ними приведет не только к росту вашего благосостояния, но и к улучшению отношений и к повышению качества ваших решений».

Тревис Бредбери и Джин Гривс, сооснователи консалтингового центра TalentSmart, в число клиентов которого входят три четверти компаний из списка Fortune 500,  «Эмоциональный интеллект 2.0»

В эпоху Industry 4.0 человеческий фактор становится особенно важным. Технологии используют все, крутых специалистов с прокаченными профессиональными навыками становится все больше. Поэтому конкуренцию выдерживают те, кто также способен выстраивать отношения с людьми за счет умения распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими и справляться со стрессом.

№7 Умение анализировать и принимать решения

«Решения — это ставки на будущее, и их нельзя считать «правильными» или «неправильными» в зависимости от последствий. Даже при нежелательном результате решение остается верным, если мы заранее обдумали альтернативы и вероятные исходы, задействовали необходимые ресурсы».

Энни Дьюк, «Принцип ставок. Как принимать решения в условиях неопределенности»

Мир перенасыщен информацией, которая поступает по всем каналам –  объем данных в нем растет экспоненциально: от 300 экзабайт в 2007 г. до прогнозируемых 40 000 экзабайт в 2020 г. (для понимания – 5Эб – это все слова, известные человечеству). Решения в бизнесе принимаются на основе анализа данных. Поэтому способность сотрудников анализировать информацию и принимать оптимальные решения становится на вес золота.

№8 Клиентоориентированность

«Потребитель — это Солнце, вокруг которого вращаются компании. Эта революция в менеджменте по значимости сродни теории Коперника»

Стивен Деннинг, «Эпоха Agile»

Современный бизнес клиентоцентричен – выигрывают те компании, которые умеют выявлять потребности клиентов и их удовлетворять. Искусственный интеллект поможет собрать и обработать данные, но уметь выяснять, что нужно клиентам – задача человека.

№9 Навык ведения переговоров

«Чтобы заставить человека понять, что его чувствуют, нужно поставить себя на его место, принять его точку зрения. Если вам это удастся, вы сможете мгновенно изменить динамику ваших взаимоотношений».

Марк Гоулстон, «Я слышу вас насквозь. Эффективная техника переговоров!»

Работа в командах – это непрерывный поиск договоренностей. Высокая конкуренция не оставляет никаких шансов тем, кто не умеет находить компромиссы, win-win-решения, общую точку зрения с клиентами, начальством и коллегами.

№10 Гибкость мышления

«Мы все рабы привычки, и нам часто не хватает желания или сознательности отказаться от шаблонного мышления. Люди производят 65 тысяч мыслей в день, и 95% из них похожи на те, что были вчера, и те, что будут завтра».

Эстанислао Бахрах, «Гибкий ум»

В современном мире изменения происходят так часто, что люди и компании не всегда успевают на них реагировать. Корпорациям нужно учиться не только выстраивать долгосрочные стратегии, но и «чувствовать» перемены, быть быстрыми как стартапы, корректировать действия и менять «правила игры», чтобы не оказаться среди проигравших.

И, наконец, бинго!

Главный навык, который поможет вам получить десять основных – гибкость в обучении.

Ключ к успеху в современном мире – умение учиться, способность отказываться от неэффективных методологий и принимать новые, работающие.

Также вас заинтересует

Что движет карьерным развитием?